Для вас, родители
«Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»
В современной педагогике существует большое количество развивающих игр, в том числе дидактических, которые способствуют развитию творческих и интеллектуальных способностей ребёнка. Понятие «развитие интеллекта» включает в себя развитие всех умственных способностей: памяти, восприятия, мышления. Дошкольное детство – первая ступень в подготовке ребёнка к участию в жизни общества. Этот период является подготовительным этапом для школьного обучения. Главным различием между дошкольником и школьником – это различие ведущих видов их деятельности в школе – учение, в дошкольном детстве – игра. Каждый из этих видов деятельности создаёт условия для развития определённых свойств личности. Задача педагогов дошкольных учреждений руководить игрой так, чтобы воспитать свойства личности, имеющие наибольшее значение для проявления своих творческих способностей на протяжении всего периода обучения в школе.
Развивающее значение игры многообразно. В игре ребёнок не только познаёт мир, но и развивается его мышление, чувство, воля, творческие способности, формируются взаимоотношения со сверстниками, происходит становление самооценки и самосознания. Дидактические игры помогают усвоению, закреплению знаний, овладению способами познавательной деятельности, развитию творчества. Дети осваивают признаки предметов, учатся классифицировать, обобщать, сравнивать. Использование дидактических игр повышает интерес детей к деятельности, развивает сосредоточенность, способствует лучшему усвоению программного материала.
Проблема развития творческих способностей дошкольников была и остаётся в центре внимания психологов и педагогов, и в настоящее время она разработана достаточно полно. Но важно правильно подобрать ту методику, которая помогла бы решить задачу по развитию творческих способностей дошкольников и заинтересовать не только педагогов, но и детей. Изучив множество различных технологий, остановилась на технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Привлекло то, что технология игровая. Каждая игра сопровождается сказкой. Игры яркие, красочные, интересны как малышам, так и старшим дошкольникам.
Теперь в моей работе и работе нашего дошкольного учреждения эта технология и дидактические игры, сопровождающие её, занимают ведущее место. Они используются на занятиях и в совместной и самостоятельной деятельности. Выполняя функцию средств обучения, эти игры служат составной частью НОД, закреплению знаний, овладению способами познавательной и творческой деятельности.
В детском саду в каждой возрастной группе подобраны дидактические игры в соответствии с возрастом детей. Необходимость подбора игр Воскобовича отнюдь не означает, что игр нужно иметь в огромном количестве. При подборе данных игр мы руководствовались возрастными особенностями детей и спецификой группы. Опыт работы показывает, что использование игр в процессе непосредственно образовательной деятельности способствует лучшему приобретению детьми знаний, умений и навыков, а так же развитию у них мышления, внимания, памяти и творческих процессов. Естественно, что с началом работы с играми Вячеслава Вадимовича в детском саду изменилась роль и место дидактической игры в педагогическом процессе. Игровая технология стала одним из средств закрепления, уточнения и расширения тех знаний, которые дети получают в процессе непосредственно образовательной деятельности.
Ребёнка в этих играх привлекает, прежде всего, игровая ситуация, а играя, он незаметно для себя решает определённую дидактическую задачу. Ценность игр ещё и в том, что в каждой из них существует игровое действие, игровое действие это проявление творческой активности детей в игровых целях. Анализируя игры с точки зрения того, что в них увлекает и занимает детей, мы увидели, что детей интересует, прежде всего, игровое действие. Оно стимулирует детскую активность, вызывает у них чувство удовлетворения. Дидактическая игра, завуалированная в игровую форму, решается ребёнком более успешно, так как его внимание направлено на развёртывание игрового действия и выполнение правил игры. Незаметно для себя, без особого напряжения, играя, ребёнок выполняет дидактическую задачу. Уникально, что каждая игра сопровождается сказкой. Ребёнок, погружаясь в сказку, невольно становится участником сказочных событий, гуляет вместе с героями по сказочному фиолетовому лесу, где встречает сказочных героев: например малыша Гео и ворона Метра. Включаясь в сюжет сказки, он помогает малышу преодолеть различные препятствия. Выполняя игровое действие, отвечает на вопросы, выполняет определённые задания, получая при этом новые знания, приобретает умения и навыки, проявляет свои творческие способности..
В группах ДОУ создана определённая развивающая среда – сказочный фиолетовый лес, который стал любимым местом детей. Для оформления панно приглашали художника, который перенёс предложенные эскизы на стены групп. Группы преобразились, появилась какая-то необычная, сказочная атмосфера. Здесь дети в свободное время играют, общаются, решают свои задачи, придумывают свои сказки. Игры лежат в определённом доступном для детей месте, что позволяет предоставить ребёнку право выбора. Постоянное и постепенное усложнение заданий к играм помогает удержать детское внимание в зоне оптимальной трудности.
Одна и та же игра может решать множество образовательных задач. Например, игры «Геоконт» и геовизор помогли нашим детям получить знания о геометрических фигурах (их структуре, размерах), научить детей конструировать фигуры по схеме, словесному алгоритму, собственному замыслу, развить воображение, творческие способности, пальцевую и кистевую моторику рук. Эта же игра способствовала развитию творческого воображения детей. Составляя фигуры на поле геовизора, они дорисовывали к получившейся фигуре детали того образа, который представляли себе мысленно. Причем из одной определённой фигуры рождалось множество образов, совершенно не похожих друг на друга. В образовательном процессе игры используются только как часть непосредственно образовательной деятельности для решения той или иной задачи. Как развлечение игра проводится 2 раза в месяц, продолжительность её составляет от 20 до 30 минут. В свободной деятельности время работы с играми не ограничено.Дети выбирают игровой материал по своей потребности и выполняют игровые действия самостоятельно.
Результаты диагностики показали, что в группах значительно увеличилось количество детей с высокими творческими способностями, богатым воображением. Дети могут на более продолжительное время концентрировать своё внимание, доводят начатое дело до логического завершения. Следует отметить и то, что у детей снизились проблемы со счетом, нет проблем со знанием геометрических фигур. Дошкольники, начиная со средней группы, свободно ориентируются на плоскости.
Видя положительные результаты, играми заинтересовались родители. По их просьбе в группах были проведены семинары по применению игровой технологии «Сказочные лабиринты игры» В.В.Воскобовича. Интерес к играм велик. В планах игрофестивали, конкурсы, конференции по обмену опытом работы по применению игр в различных областях деятельности. Думаю, что всё у нас получится. Уверена, что игры помогут нашим детям вырасти творческими, умеющими логически мыслить, успешными людьми.
Создано на конструкторе сайтов Okis при поддержке Flexsmm - накрутка подписчиков в ютуб